«Формат районного торгового центра по-прежнему наиболее перспективный, особенно в локации с плотной жилой застройкой»
Инвестиции в торговые объекты традиционно считаются одними из наиболее перспективных в сегменте коммерческой недвижимости, при этом особым вниманием пользуется формат районного торгового центра. В октябре началась реализация ТЦ «Солнечный», расположенного на первой линии Боровского шоссе. О том, что это за проект и чем он привлекателен с точки зрения инвестирования, мы попросили рассказать Вадима Кашкина, руководителя департамента коммерческой недвижимости компании «НДВ-Супермаркет Недвижимости».
Насколько на сегодняшний день территория Новой Москвы насыщена качественными торговыми объектами? Какой у нее, на ваш взгляд, потенциал развития?
Новая Москва является одной из ключевых точек развития в нашем регионе. Здесь возводятся торговые площади, социальные и транспортные объекты, создаются рабочие места, а также комфортные общественные пространства. При этом присоединенные территории только набирают градостроительную активность.
С каждым годом инвестиционная привлекательность Новой Москвы возрастает. Если еще несколько лет назад интерес к ТиНАО в основном проявляли застройщики жилья, то сейчас мы видим тренд на строительство коммерческой недвижимости. Сегодня доля вакантных помещений на первых этажах уже построенных жилых домов в Новой Москве одна из самых низких в столице. В целом по локации она не превышает 6%.
В настоящее время на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы функционируют 2 522 стационарных объектов потребительского рынка и услуг.
Какие параметры торгового центра «Солнечный» делают его востребованным у местных жителей?
Торговый центр расположен в центре самого развивающегося района новой Москвы, напротив парка 60-летия Октября, рядом с новыми жилыми комплексами: «Мещерский Лес», «Татьянин Парк» и «Лучи». К нему удобно подъехать как на личном автомобиле, так и на автобусе. Для машин предусмотрен бесплатный паркинг на 250 машиномест. Остановка общественного транспорта находится прямо перед въездом на территорию комплекса. А от близлежащих домов можно просто дойти пешком.
На сегодняшний день это единственный торговый объект в данной локации, где можно просто отдохнуть семьей и купить все необходимое. Здесь представлены ведущие российские и зарубежные бренды, мужская и женская одежда, парфюмерия, электроника, детские и спортивные товары и многое другое. На первом этаже открыт «Перекресток». На втором – игровые площадки для разного возраста и зона фудкорта с многочисленными кафе и крупнейшими операторами быстрого питания. Среди них: «Бургер Кинг», KFC, «Крошка Картошка», «Корчма Тарас Бульба» и другие. Подобных объектов в районе больше нет. Это хороший локальный центр притяжения.
Расскажите, пожалуйста, про особенности локации: как было выбрано именно это место, в чем его преимущества, как это влияет на ежедневную посещаемость торгового центра?
Как уже было сказано выше, «Солнечный» крайне удачно расположен и для автомобилистов, и для пешеходов в районе плотной массовой жилой застройки. На сегодняшний день в Солнцево проживает 122 460 человек. Безусловно, существующим и будущим жителям крайне необходим качественный торговый объект, который объединял бы на своей территории различных одежных, развлекательных, продуктовых, инфраструктурных и других операторов торговли. Комплекс должен быть местом, где можно купить все необходимое, не выезжая за пределы района. Как показывает практика, у ТЦ «Солнечный» это получается. Ежемесячно его посещает 150 тыс. человек.
Насколько быстро заполнялись торговые помещения арендаторами? Что было наиболее привлекательным для операторов в сфере ритейла?
К моменту открытия торгового центра его доля вакантности не превышала 5%. Ритейлеры охотно арендовали его площади, так как ясно представляли свои перспективы в данной локации и могли с большой долей вероятности прогнозировать свое будущее в составе этого торгового объекта. Поэтому довольно быстро удалось найти якорных арендаторов и наполнить торговую галерею fashion-операторами.
Расскажите, пожалуйста, про особенности концепции торгового центра. Какое из направлений ритейла/общепита развиваются в нем наиболее активно?
Концепция торгового центра «Солнечный» – классическая. Якорными арендаторами являются супермаркет «Перекресток» и обувной магазин Kari, расположенные в разных концах первого этажа комплекса, а также лидер сегмента электроники «Эльдорадо» и детский парк развлечений «Чайленд» на втором этаже. В торговой галерее представлены fashion-ритейлеры. Фудкорт также находится на втором этаже в соседстве с детскими операторами торговли, магазином «Время рыбалки», который пользуется хорошим спросом среди жителей района. Предусмотрена и островная торговля. Как правило, здесь реализуется косметика для волос, туристические услуги, сувениры, аксессуары для телефонов, готовые блюда на вынос и т.д.
Насколько, на ваш взгляд, важна развлекательная часть в современном торговом центре? Как ее развитие влияет на востребованность торгового центра в целом? Как решена развлекательная часть в ТЦ «Солнечный»?
Безусловно, развлекательная составляющая в торговом центре привлекает высокий трафик потенциальных покупателей. Она способствует тому, чтобы посетители больше времени проводили на территории торгового центра, а соответственно тратили больше денег, тем самым влияя на экономическую эффективность комплекса в целом. Однако формат развлекательной части зависит от масштабов торгового объекта и целесообразности ее размещения. ТЦ «Солнечный» – комплекс районного формата, его площадь не превышает 12 тыс. кв. м. Его традиционная функция – предоставление ассортимента товаров повседневного спроса. Поэтому развлекательной составляющей здесь по минимуму. Она необходима для того, чтобы родителям было где оставить детей на время совершения покупок.
Как подбирались арендаторы сферы общепита? На какие компании было решено сделать ставку?
Гастрономическая зона торгового центра представлена в основном операторами быстрого питания: «Бургер Кинг», KFC, «Крошка Картошка», «Корчма Тарас Бульба» и др. Для комплекса районного формата этого вполне достаточно. Посетители могут, не покидая торговый центр, вкусно и не дорого перекусить.
Расскажите, пожалуйста, о покупателях ТЦ «Солнечный». Кто является его потенциальной аудиторией, каков средний чек?
Основная аудитория торгового центра – жители района Солнцево, а также те, кто проезжает мимо комплекса. Это ни много ни мало около 200 тыс. автомобилей ежедневно. Преимущественно среди посетителей молодые семейные пары в возрасте 25-40 лет со средним достатком 50-200 тыс. рублей.
Расскажите, пожалуйста, в чем состоят достоинства торговой недвижимости в Новой Москве для инвестирования? Как окупаются вложения?
Застройщики Новой Москвы понимают хороший потенциал своих объектов. Так, средняя арендная ставка в наших проектах составляет 19 500 руб. за кв. м в год, что обеспечивает окупаемость в течение 9-10 лет. Однако те, кто уже успел оценить перспективы локации, предпочитают не арендовать, а покупать коммерческие помещения.
В чем преимущества для инвестирования в торговые центры такого формата, как «Солнечный»?
Формат районного торгового центра по-прежнему наиболее перспективный, особенно в локации с плотной жилой застройкой, где не предусмотрено других конкурирующих объектов. Такие комплексы понятны. Они уже имеют прогнозируемые арендные потоки, с ними можно экспериментировать, добавлять новые форматы, пробовать других операторов и гастрономические концепции. Поэтому, да, такие объекты, как «Солнечный», привлекают инвесторов.